Киноподборка на выходные: сюрреалистические, гротескные, остросоциальные отечественные комедии рубежа 1980-90-х:
— «Фонтан» (Юрий Мамин, 1988)
Действие фильма происходит во времена перестройки в СССР в большом городе (Ленинграде), холодной зимой. Герои фильма — жильцы обычного дома, который вот-вот развалится, если бы не героические усилия главного инженера ЖЭК Лагутина. К его жене Майе приезжает её отец Сатыбалды Кербабаевич Кербабаев из сельской глубинки Казахстана…
— «Оно» (Сергей Овчаров, 1989)
Гротескная перестроечная трагикомедия по мотивам повести Салтыкова-Щедрина «История одного города».
— «Бакенбарды» (Юрий Мамин, 1990)
В сатирической притче «Бакенбарды» Мамин наглядно и убедительно показывает, как самые возвышенные лозунги и идеи могут превратиться в явления совершенно обратного свойства, и что даже прикрываясь именем гениального Пушкина, в принципе можно создать российское подобие движения «чернорубашечников». При этом фильм Мамина сделан изящно, с выдумкой и с хорошим чувством юмора…
— «Облако-рай» (Николай Досталь, 1990)
Трагикомедия о простых, бесхитростных людях, которых пробуждает от повседневной рутины необычный поступок молодого, любящего слегка приврать, но, по сути, доброго парня.
— «Комедия строгого режима» (Владимир Студенников, Михаил Григорьев, 1992)
Чтобы отличиться перед высоким начальством, руководство колонии решает силами заключенных поставить революционный спектакль к 100-летию Ленина. Заключенные, играя роль, перевоплощаются в своих персонажей, и, воодушевившись революционным задором, готовят побег… Фильм снят на основе произведений Довлатова («Представление», «Зона»)
— «Деревня Хлюпово выходит из Союза» (Анатолий Вехотко, 1992)
Устав от постоянных ревизоров и наезжающих начальников, жители маленькой деревни Хлюпово решили отделиться от страны.
— «Барабаниада» (Сергей Овчаров, 1993)
Фильм совместного российско-французского производства. Трагикомическая фантазия о странствии барабанщика и его барабана по постсоветскому пространству после распада СССР. Барабан «Страдивари», унаследованный барабанщиком похоронного Оркестра, сопровождает его и в хорошие и в плохие времена, когда тот становится безработным и бесцельно странствует по Советскому Союзу. Выпив с музыкантами, барабанщик соглашается играть на похоронах и подключается к оркестру. Труп оживает и герой попадает в иной мир, где властвуют предметы. Барабан Страдивари направляет и оберегает его жизнь. Фильм сделан без единого слова, использовалась музыка Бетховена, Моцарта, Малера, Минкуса, Мусоргского, Гаврилина, Глинки.
— «Урод» (Роман Качанов, 1993)
В одном из московских роддомов роженица принесла необыкновенного младенца, заговорившего с первых минут своего появления. Тридцатилетний с виду парень научился писать и читать за два дня, а после прочтения детективной литературы и просмотра боевиков про Арнольда довел свои способности до сверхъестественных.
— «Окно в Париж» (Юрий Мамин, Аркадий Тигай, 1993)
Главный герой фильма Чижов — учитель музыки, проживающий в питерской коммуналке, всю жизнь мечтал попасть в свободный западный мир. И вот его мечта сбывается. После изрядного подпития соседи находят в пустующей и захламленной комнате, где когда-то жила странная старуха, окно в Париж, прямо на левый берег Сены…
— «Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива» (Андрей Малюков, 1993)
Трагикомедия с элементами абсурда о нелепой жизни, несбыточных мечтах, загадочной русской душе, о несчастливом Толике, который после того, как его выгнала жена и бросила любовница, решил стать гномом…